Освоению целинных и залежных земель в Казахстане – 70 лет

Впервые о планах по освоению целинных и залежных земель заговорил первый секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. в сентябре 1953 года. Время было тяжелое, экономика еще не оправилась после войны, в Советском Союзе не хватало хлеба и фуража для животноводства.
Как вспоминают многие из старшего поколения, очередь за хлебом занимали в 4 утра.

Поначалу Хрущев Н.С. не получил поддержки в Политбюро, которое принимало все важные для страны решения. Противники этого плана справедливо считали более целесообразным вложить средства в зерносеющие регионы России и Украины. Также против выступало и руководство Казахской ССР в лице Ж. Шаяхметова, который опасался, что распашка огромных территорий приведет к уничтожению пастбищных и сенокосных угодий, необходимых для традиционной отрасли сельского хозяйства – животноводства, что, впоследствии, и произошло.
Несмотря на все возражения, Хрущев настоял на своем, уже в феврале 1954 года Шаяхметов был отправлен в отставку, на его место был назначен П.Пономаренко, бывший руководитель Белоруссии, а вторым секретарем ЦК КП Казахстана стал Л.И. Брежнев, который и отвечал за освоение целины.
В феврале-марте 1954 года состоялся пленум ЦК КПСС, на котором выступил с докладом Хрущев Н.С. о необходимости увеличения производства зерна за счет освоения целинных и залежных земель,
2 марта 1954 года было издано постановление пленума «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Так началось освоение земель Казахстана, Сибири, Поволжья и частично Северного Кавказа. То есть, от момента объявления планов и до начала реализации прошло только полгода, а ведь речь шла об огромных территориях рискованного земледелия – Казахстане и Сибири.
За такой короткий срок не было проведено предварительной подготовки и глубоких научно-исследовательских работ, что спустя годы обернется негативными последствиями. Хотя в 1953-1954гг. в Актюбинской области учеными изучался состав почвы на предмет пригодности к посеву зерновых. Было обследовано 19 миллионов гектаров земель, из них пригодными были признаны 1млн. 700 тыс. га, то есть освоение целинных земель здесь было невыгодным, несмотря на это решение пахать было принято.
В нашей области освоение целины было в 11 районах.
Целина имела и положительные, и негативные последствия.
В первые два года вместо запланированных 13 млн. га было вспахано почти вдвое больше земель, в том числе и непригодных к возделыванию. В одном только Казахстане зерновой клин увеличился почти на 15 млн. га, такая площадь и благоприятная погода позволили собрать в 1956 году небывалый урожай, 1млрд. пудов зерна, что было в четыре раза больше, чем за пять лет до освоения целины. Но этот урожай не смогли сохранить, большая часть урожая сгнила на земле, так как не были построены хранилища для зерна, поэтому, остро встал вопрос строительства элеваторов. Из положительных моментов целинной эпопеи можно назвать механизацию, в огромных количествах в республику везли сельскохозяйственную технику, машины и оборудование; поднялись и местные предприятия по производству запчастей, были построены новые МТС. Также положительным был большой приток кадров. Благодаря стягиванию в республику всех сил страны, в Казахстане появились новые фабрики, заводы. Открывались новые вузы и училища, специализировавшиеся в области сельского хозяйства. Через всю республику протянулись железнодорожные, автомобильные линии, налаживалась система коммуникации, росла сельская социальная инфраструктура, возникли новые поселки и города, было построено около 750 школ, свыше 19 млн. квадратных метров жилья, самое главное, жилье стало строиться в селах. Еще один полезный момент — увеличение сельскохозяйственной продукции. В 1960 году объем зерновых составил 125 млн. тонн, из них 59 млн. приходилось на целинные земли.
Но были и негативные последствия. Самый большой негативный момент, перечеркивающий все заслуги, это эрозия. Огромные посевные площади были буквально сметены ветрами, большую часть плодородного слоя, около 9 млн. га, в короткий период унесло ветром. Появившиеся в результате ветровой и химической эрозии пыльные бури стали причиной не только нарушения экологического равновесия, но и стали картиной настоящей экологической катастрофы. Пропали большие территории, пригодные для пастбищ. Природе был нанесен большой урон. Также, через несколько лет снизилось производство продукции из-за неподходящих методов работы, так собираемый урожай резко снизился. По мнению ученых, эффективность обработки полей снизилась на 65 процентов. Впоследствии, несмотря на огромные средства в виде техники, рабочей силы, финансов, направляемых на освоение целины, добиться показателей первых лет было невозможно. Уже в 1963-1964гг. страна была вынуждена закупать пшеницу в Канаде и даже Румынии. Кроме этого, данный проект имел и духовные последствия: на целину переселилась огромная масса людей из европейской части СССР, среди них были не только люди труда, но и большое количество бывших заключенных, ввиду чего, доля коренного населения существенно – до 30 процентов, снизилась, непосредственно в целинных регионах доля казахов составила 18-19 процентов. В целинных областях в начале 60-х годов были закрыты все казахоязычные областные и районные газеты, делопроизводство полностью велось на русском языке, было закрыто 700 казахских школ, это привело к потере языка и национальной культуры. В 1962 году по инициативе Н.С. Хрущева Акмолинская, Кокчетавская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области были объединены в Целинный край, а Акмола переименована в Целиноград.
Тем не менее, самоотверженный труд целинников, работавших в первые годы в суровых бытовых условиях, нельзя не дооценивать. Как бы ни было, мы до сих пор пользуемся результатами их труда, Казахстан остается крупным производителем и экспортером зерна. И из этого примера Истории необходимо извлечь урок: за природой своей страны необходимо следить, не нарушая баланс, все большие экономические планы необходимо просчитывать до мелочей, учитывая интересы народа, не нарушая его духовных ценностей.

Н.А. Жамбусынова,
заведующая госархивом Мартукского района.