Педагог по призванию
Ясный сентябрьский день 1969 года. Село Каратаусай, центральная усадьба передового, одного из лучших хозяйств Мартукского района. Ученики нарядные с букетами алых цветов спешили к зданию новой восьмилетней школы, открытие которой совпало с началом учебного года.
И вот во дворе построенной по типовому проекту того времени школы всё готово к торжественному открытию. Здесь руководители районных организаций первый секретарь райкома партии Шинтасов С.Ш, заведующий отделом образования Дильмагамбетов Р.Ж, председатель колхоза Квиндт А.Д, секретарь парткома Иваницкий В.А, председатель исполкома Карачаевского сельсовета Уразов О.Е, директор школы Маховская Г.П, учителя, родители, жители села и учащиеся в строю торжественной линейки. Под звуки Гимна разрезают красную ленточку перед входом в школу. За всем происходящим с изумлением и радостью наблюдала ученица 4 класса Валя Полуда. Особенно её поразила молодость руководителей школы, директору Маховской Г.П исполнилось 22 года, заместителю директора по учебной части Уразовой К.О – 21. Действительно в ту эпоху большое доверие оказывалось молодежи, и она старалась не подвести. Стоя в строю, девочка про себя решила, обязательно стану учительницей.
После 8 класса она поступила на учебу в Актюбинское педучилище по подготовке преподавателей начальных классов. В 1975 году его окончила и 40 лет посвятила делу обучения и воспитания подрастающего поколения, из них 25 лет проработала директором школы.
Родители Полуда Антон Артёмович и Вера Владимировна приехали в Каратаусай в 1960 году из Черниговской области Украинской ССР. Отец несколько лет работал в колхозе «Красный пахарь» шофером, затем в кузне МТМ кузнецом. Оттуда вышел на заслуженный отдых. Мать Вера Владимировна была дояркой, телятницей, перед выходом на пенсию завскладом стройматериалов. Она как бы в масштабе нашего района историческая личность, когда началась Великая Отечественная война, ей было 6 лет, и она испытала лишения и трудности блокадного Ленинграда. Отец и мать Валентину и её четырёх младших братьев воспитывали к трудолюбию, уважению к старшим и другим важным человеческим ценностям. В те годы каждый сельский двор содержал живность: корову, поросенка, овец, птицу и огород, где с раннего возраста помогали родителям их дети. Школьников постарше в период летних каникул привлекали к работам в колхозе: на зернотоку, колхозном огороде, на сенокосе в качестве прицепщиков на агрегатах, помощниками комбайнеров. Также дети проходили все ступени молодежного воспитания (октябрята, пионеры, комсомольцы). В летний период организовывались так называемые детские лагеря труда и отдыха. Так что то поколение прошло в молодые годы первоначальную трудовую и идейную закалку. И это не обошло стороной детей Полуда А.А. В частности младший брат Валентины Антоновны, ныне покойный Николай, 2 года у меня работал помощником комбайнера. Это был практически готовый комбайнер, который по возрасту не вышел. Мне, кажется, еще в детские годы Валентина Антоновна интуитивно выбрала будущую профессию. Отец изготовил металлическую доску и принес мел. Она с братьями играла в учителя и учеников.
Учеба давалась Валентине Антоновне не трудно, в те годы в школе был хороший педагогический состав, тон в котором задавали Чучвага С.Е, Уразов О, Чоботова Л.М, Усик Т.Ф. Еще в школьные годы она отличалась активностью, танцевала, пела и хорошо декламировала стихи. Была постоянным членом художественной самодеятельности. Отличалась неплохой дикцией. В те годы один раз в неделю посредством местного радиовещания действовала рубрика «Новости школы», благодаря ей родители были в курсе о жизни, успеваемости и посещаемости своих детей. Валентина Антоновна участвовала в работе рубрики. Когда её приняли в комсомол, она исполняла обязанности пионервожатой, отвечая уже не только за себя, но и за коллектив. А когда поступила в педучилище, председатель колхоза сказал: «После завершения учебы ждем тебя в родной школе». Слова ветерана оказались пророческими. Валентину Антоновну после распределения направили в Целинную восьмилетнюю школу, директором которой был Муканов А.Н, она туда не попала по судьбоносной причине, летом 1975 года вышла замуж за прекрасного парня Терза С.Г. Регистрация брака молодоженов проходила в Карачаевском сельском совете, где в те годы я работал председателем исполкома. При сельсовете функционировала общественная комиссия по проведению гражданских обрядов таких как регистрация браков и новорожденных, проводы в армию, на пенсию и др. Валентина Антоновна не раз говорила: «Успанович, это вы тогда регистрировали наш брак». Очевидно, это запомнилось на всю жизнь. Действительно, в те годы бракосочетание молодых проводилось в торжественной обстановке, с добрыми и радушными пожеланиями в будущей совместной жизни.
Так она осталась учительницей в Каратаусайской школе. Должность учителя географии была вакантной, и директор Чоботова А.М. предложила Валентине Антоновне поработать учителем данного предмета. Хотя по полученной специальности она являлась преподавателем начальных классов, Валентина Антоновна со всей ответственностью взялась за дело. К каждому уроку готовилась серьезно, в тоже время старалась пополнить свои знания путем самообразования, используя методические пособия, периодические издания, перенимала и изучала опыт лучших учителей географии района. Но этого оказалось недостаточно, и она в 1980 году поступила на заочное отделение географического факультета Уральского пединститута имени А.С.Пушкина, который успешно окончила в 1986 году. Секретарь парткома колхоза «Красный пахарь» Муканов А.Н. привлек её к общественной работе в составе агитбригады, и в течение 8 лет пионервожатая с горном и барабаном, с пионерами и аккордеоном, с другими участниками — желанные гости на фермах и полевых станах. Выпуск боевых листков, молний, вручение передовикам ценных пакетов, поздравительные открытки семьям передовиков, нанесение на бункеры комбайнов звездочек, каждая звездочка информировала об очередных 1000 центнерах намолота комбайнера, непосредственное выступление художественной самодеятельности и т.д. Валентина Антоновна с теплотой вспоминает молодые, насыщенные активной деятельностью годы, когда ты востребован и приносишь реальную помощь коллективу. Сама смеется: «Вы, наверное, забыли, как рисовали на вашем комбайне очередную звездочку и вручали вам по итогам недели ценный пакет?». Разве такое забудешь. Ночами снится солнечный день, бескрайнее море пшеницы и мои земляки – комбайнеры, которые уверенно проводят жатву, автомобили не успевают отгружать зерно от комбайна.
Выпускницу доброжелательно принял в свои ряды педколлектив школы. Ей оказывали помощь, поддерживали добрым словом такие преподаватели как Чоботова Л.М, Тутова Л.В, Шерер Л.Б, Цыбро Е.И, Шаулис И.М. Как самой молодой постоянно доверяли ответственные задания. Если преподаватель биологии Цыбро Е.И уезжала на учебу, то Валентине Антоновне приходилось вести вышеуказанный предмет. Уезжала на учебу Шаулис И.П, учитель начальных классов, она занималась и с учениками начальных классов, при этом вела свой основной предмет – географию. До развала страны школьники по путевкам много путешествовали по Союзу. В Каратаусайской школе 50 % стоимости путевки оплачивали родители, а вторую половину зарабатывали сами ученики, участвуя в летних сельхозработах в колхозе. В период каникул школьники ездили по стране, знакомились с культурными, промышленными, историческими достопримечательностями. Валентина Антоновна побывала с учениками в Алматы, Москве, Ленинграде, Пятигорске. Она не отказывалась от поручений, ибо в казахском народе есть вещие слова: не тот знает, кто много прожил, а тот, кто много видел. Во время учебы в пединституте с однокурсниками побывала в ряде республик. В частности ознакомилась с индустриальным Уралом (Уралмаш, Челябинский тракторный завод, Минский автомобильный, Цимлянское водохранилище, Уфимский спичечный комбинат). Приобретая новые познания, Валентина Антоновна находилась в постоянном творческом поиске, старалась на должном уровне использовать на уроках методы и современные формы, что, несомненно, отразилось на качестве обучения. Когда в 1988 году встал вопрос о кандидатуре заместителя директора школы по воспитательной работе, свой выбор районный отдел образования остановил на Валентине Антоновне, поддержанной коллективом школы. У молодого завуча значительно расширился диапазон нагрузки, ведь школа к тому времени стала средней, число учеников превышало 200 человек. Также был пришкольный интернат, где проживали 40 детей из Карачаевки. Проведение открытых уроков, семинаров, организация учебно-воспитательного процесса, выезды и участие в мероприятиях, организуемых районным и областным отделами образования. Поездки в базисный магазин для приобретения учебных материалов, оборудования. И, несомненно, активное участие в общественно-политической жизни школы, колхоза, села и района.
Так незаметно прошли 2 года. В 1990 году стал актуальным вопрос о должности директора школы. Заведующий РОО Экштейн В.Г пригласил Валентину Антоновну на собеседование по данному вопросу. Она отнекивалась, что работа ответственная, что опыта мало, есть более достойные. Экштейн В.Г, зная её по многолетней совместной работе и отмечая организаторские способности, лидерские задатки, умение находить общий язык с различными категориями людей, настоял на своем: «Попробуйте. Не боги горшки обжигают».
Одним из первоочередных мероприятий для Валентины Антоновны стало создание стабильного педколлектива, способного решить задачи из требований того периода в объеме среднего образования. Всё было построено на доверии в сочетании с высокой ответственностью. Также всемерное укрепление жизни и деятельности с родительской общественностью, правлением колхоза «Красный пахарь», так называемого опорного хозяйства. Валентина Антоновна тепло отзывается о первом директоре Каратаусайской школы Маховской Галине Петровне и коллегах по работе, которые заложили фундамент. Она старалась продолжить и приумножить их традиции. Все, казалось, складывалось благополучно, было достаточное финансирование, что позволяло укреплять материально-техническую базу школы и обеспечивать в достаточном количестве учебными пособиями, инвентарем как спортивным, так и для проведения уроков труда. Колхоз помогал школе автотранспортом, обеспечивал за свой счет стабильное питание школьников. Педагоги успешно решали квартирные вопросы. Но наступила перестройка, переход на рельсы рыночной экономики, банкротство школьного фонда колхоза. Ситуация резко осложнилась. Проблем стало выше крыши. Хроническое недофинансирование, отток кадров, перебои с зарплатой, прекращение работы централизованного отопления, частые перебои с электроснабжением и ряд других причин. В этой сложившейся сложнейшей ситуации Валентина Антоновна проявила себя с лучшей стороны. Школа не использовала печное отопление. Директор, если что-то не получалось, шла к руководителям района. Ей удалось изыскать калорифер тепловой генератор, который установили в коридоре. Это позволило держать в школе рабочую температуру. Помимо генератора в школе были и другие потребители электротока — токарный станок, оборудование школьной мастерской, учебных кабинетов, безаварийная работа которых должна была обеспечиваться работой электрика. Терза В.А на приеме у акима района Ботагарина С.К проинформировала о необходимости электрика в школе. Вопрос был решен положительно, выделили 0,5 ставки, и эту должность выполнял электрик Мартукского РЭС по селу Каратаусай Заможний В.Г. Ей ряд лет пришлось сотрудничать с ТОО «Карасор», руководители братья Лайкины помощь давали через силу. Заходила не раз и не два, настойчиво просила помочь в приобретении музыкальных инструментов. При распределении швейных машин для школьных мастерских в списке была и Каратаусайская школа. Это подтверждала соответствующая документация от района за подписью Экштейна В.Г, но председатель райпотребсоюза Ботвенко А.П. ответил, что их распределили, и в списке школы нет. Тогда Валентина Антоновна записалась на прием к председателю Мартукского райисполкома Жаманшалову У.У. При приеме заявила: » Я — ваш избиратель и прошу вашего содействия». Вопрос был решен, и она с 4 машинками уехала в Каратаусай. И таких случаев за её многолетнюю работу в должности директора было немало. Она проявляла волю в достижении поставленных задач.
Воспоминания Пискуновой Анны Генриховны, ветерана труда, бывшего главного агронома колхоза «Красный пахарь»:
-Валентина Антоновна — очень ответственный, добросовестный руководитель, проработала в школе 40 лет. В трудные годы не только сохранила школу и обучала наших детей, но и принимала меры по укреплению материально- технической базы, закрепила кадры и улучшила учебно-воспитательный процесс.
Родительский комитет школы принимал активное участие в общественной жизни школы, распределял средства всеобуча. Члены родительского комитета выезжали за подарками не только в областной центр Актобе, но и соседние города РФ. Вели воспитательную работу с нарушителями дисциплины, учениками неуспевающими по учебе, их не пускали на просмотр в клубе детских кинофильмов. У Валентины Антоновны сложились хорошие отношения с руководителями РОО. С теплотой и уважением вспоминает Экштейна В.Г, Муканова А.Н., Килибаева А.Т, они ответственно относились к вопросам деятельности школ района, всегда старались решить проблемные вопросы в самый кратчайший срок. У нее были прекрасные отношения с коллегами по директорскому корпусу:Сеитовой А.Г, Имашевой М.А, Ордабаевым М.А, Баспаевым К.М, Кузембаевой Б.С.
— Так сложилось, что мы много лет работали директорами школ. Взаимопонимание и уважение переросли в дружбу. Мы стали подругами, потом подружились семьями. На заслуженном отдыхе чаще стараемся встречаться, постоянно созваниваемся, поздравляем с праздниками, значимыми датами. У Валентины Антоновны был хороший муж, гостеприимный хозяин. Особенно хорошо запомнилась мать подруги Вера Владимировна. Она — грамотно знающий своё дело руководитель. Умела находить общий язык с коллективом и директорским корпусом. Человек с широкой душой, надежный друг, готовый всегда помочь, — говорит Алла Габдуловна Сеитова.
— Валентина Антоновна – чуткий, внимательный человек. Постоянно старалась создать лучшие условия для работы педколлектива, техперсонала, учебы учеников. Она сутками находилась в школе. Помнятся слова её мужа Степана Григорьевича: «Валя, бери подушку и иди в свою школу». Что школа выжила в сложные времена, и в ней обучались дети, заслуга Терза В.А.- отметил старожил села 1938 года рождения, бывший механизатор колхоза «Красный пахарь» Лагаев Валентин Петрович.
С мужем Степаном Григорьевичем она создала сплоченную семью. Он по национальности был болгарин, уроженец Кенкияка, свободно владел казахским языком. Идя совместно по жизненному пути они всегда поддерживали друг друга, как в радостях, так и в трудностях. Воспитали и дали путевку в жизнь дочери и сыну. Дочь Анастасия Степановна трудится учителем биологии в Каратаусайской школе, сохраняя семейную преемственность. Сын Константин Степанович, электрик по специальности, проживает в Калининграде. Дети порадовали родителей двумя внуками и двумя внучками. К сожалению, после 31 года совместной жизни Степан Григорьевич заболел и скончался в 2007 году.
Валентина Антоновна всегда принимала активное участие в жизни сельского округа и района. Она возглавляла этнокультурное объединение болгар-гагаузов, являлась общественным помощником акима района. Сегодня большинство жителей села — это те, кто учились у Терза В.А, теперь в школу ходят их дети и внуки. Валентину Антоновну уважают жители села. Она — человек с жизненной, справедливой позицией.
И вот я в стенах Каратаусайской школы. Обошел все кабинеты, обратил внимание на стенд «Сердца, отданные детям»,где фамилии ветеранов таких как Терза В.А, Уразалина Е.Ж, Шаулис И.П, Ставицкая А.П и др. Познакомился с директором Биктемировым А.Б, его заместителями Ажгалиевой А.Г и Куницкой Г.О.Поговорили о текущих делах, о ветеранах. Они очень высокого мнения о Валентине Антоновне, держат связь, следуют её полезным советам. Затронули педагоги и свои проблемы,в этом году школе исполняется 55 лет, хотелось бы провести капремонт, подключить ее к газовому отоплению. Пожелав руководству школы успехов, я двинулся в направлении дома Валентины Антоновны.Гостеприимная хозяйка была вся в домашних заботах. В уютной кухне хлебосольно угостила, а после мы поговорили на различные житейские темы, вспомнили прошлое, остановились на настоящем и коснулись будущего. В разговоре она спросила, почему я в последнее время чаще посещаю Каратаусай. Пояснил, что в бытность колхоза коллективно было огорожено христианское кладбище в селе, а мусульманское кладбище сейчас требует своего расширения и некоторого ремонта. Поэтому обращаюсь беседами, звонками к коренному поколению жителей, проживающих в селе и за его пределами. Как человек понимающий с полуслова, она просила назвать сумму и кому сдавать. «Пусть от нашей семьи будет садака», — сказала. Я пожелал Валентине Антоновне здоровья и долгих лет, поблагодарил и дал Бата.
Валентина Антоновна, позравляю вас и всех мартучанок с праздником весны! Пусть солнечные лучи согревают, и мирное небо над всеми сияет!
Ж. Рсалдинов,
ветеран труда, с.Казан